СТАБИЛИЗАТОР ОБОРОТОВ НЕСУЩЕГО ВИНТА

Электрогидравлический стабилизатор оборотов несущего винга, предназначенный для вертолета Ми-6, является автоматической систе­мой, поддерживающей заданные обороты несущего винта вертолета. Датчиком стабилизатора является бортовой тахогенератор вертолета, обычно используемый как датчик дистанционного указателя оборотов. Исполнительным устройством стабилизатора является электрогидравли­ческий комбинированный рулевой агрегат, встроенный в систему управ­ления двигателями и воздействующий одновременно на оба двигателя. Как упоминалось ранее, рулевой агрегат является комбинацией гидро­усилителя и дифференциальной рулевой машины. Диапазон дифферен­циального хода в системе управления двигателями составляет около 40%.

В комплект собственно стабилизатора оборотов входит усилительно­преобразовательное устройство, состоящее из двух блоков:

а) пульта управления, предназначенного для включения и отклю­чения стабилизатора и для обеспечения соответствующей сигнализации, а также для перенастройки стабилизируемых оборотов. В пульте также размещены нуль-индикатор и элементы двойного Т-образного фильтра;

б) усилителя, служащего для формирования и усиления управляю­щего сигнала.

Включение стабилизатора (рис. 6.5) производится нажатием кнопки включения на пульте управления. При этом кнопка-лампочка включе­ния светится зеленым светом, сигнализируя о режиме стабилизации. Напряжение + 27 в подается также на обмотку подмагничивания элек­тромеханического преобразователя рулевого агрегата и электрогидро­кран включения дифференциальной рулевой машины.

При изменении оборотов несущего винта изменяется частота напря­жения тахогенератора ТГ. Элементом, воспринимающим изменение ча­стоты тахогенератора, является двойной Т-образный фильтр Ф, настроен­ный путем соответствующего подбора сопротивлений и емкостей на ча-

Рис. 6. 5. Структурная схема стабилизатора оборотов несущего винта

стоту 70 гц, что соответствует значению оборотов несущего винта 83%. Потенциометр PH, выведенный на пульт управления, позволяет изменять настройку фильтра на частоту, соответствующую изменению оборотов на 78—87%.

Сигнал отклонения оборотов от заданного значения, получаемый на выходе фильтра, выпрямляется фазочувствительным выпрямителем и поступает на вход магнитного усилителя МУ для предварительного уси­ления. Крутизна сигнала на выходе усилителя МУ составляет 2 в/%. Далее этот сигнал поступает на корректирующую цепочку КЦ и на вход усилителя сервопривода УС. Корректирующая цепочка выполняет при­ближенное дифференцирование сигнала, в результате чего на вход уси­лителя УС поступает сумма сигналов изменения оборотов и скорости изменения оборотов. Усилитель сервопривода УС состоит из магнитного усилителя, усилителя низкой частоты и фазочувствительного выпрями­теля. На вход усилителя сервопривода вместе с управляющим сигналом подается сигнал датчика обратной связи ДОС рулевой машины.

В цепи обратной связи находится изодромная ячейка ИЯ, состоящая из емкости и диода, автоматически включающая жесткую обратную связь при движении штока на уменьшение оборотов или изодромную обратную связь при движении штока на увеличение оборотов (диод заперт). Такая нелинейная структура обратной связи позволяет избе­жать отклонения оборотов в сторону уменьшения, более нежелатель­ных, чем забросы.

Несмотря на наличие кинематической связи шаг—газ, дифферен­циального хода рулевой машины не хватает для балансировки вертолета по мощности на различных режимах полета. Поэтому летчик должен при переходе, например, от висения к горизонтальному полету поста­вить рулевую машину стабилизатора оборотов нейтрально по нуль — индикатору, пользуясь рукояткой коррекции. Эти поправки не состав­ляют труда и практически выполняются только при переходе от висения к поступательному полету, и наоборот, от поступательного полета к ви — сению. Вместе с тем, ограниченный дифференциальный ход привода

обеспечивает полную безопасность полета при отказе стабилизатора, так как летчик имеет возможность в любое время вмешаться в управле­ние двигателями и поставить его в нужное положение.