СТАБИЛИЗАТОР ОБОРОТОВ НЕСУЩЕГО ВИНТА
Электрогидравлический стабилизатор оборотов несущего винга, предназначенный для вертолета Ми-6, является автоматической системой, поддерживающей заданные обороты несущего винта вертолета. Датчиком стабилизатора является бортовой тахогенератор вертолета, обычно используемый как датчик дистанционного указателя оборотов. Исполнительным устройством стабилизатора является электрогидравлический комбинированный рулевой агрегат, встроенный в систему управления двигателями и воздействующий одновременно на оба двигателя. Как упоминалось ранее, рулевой агрегат является комбинацией гидроусилителя и дифференциальной рулевой машины. Диапазон дифференциального хода в системе управления двигателями составляет около 40%.
В комплект собственно стабилизатора оборотов входит усилительнопреобразовательное устройство, состоящее из двух блоков:
а) пульта управления, предназначенного для включения и отключения стабилизатора и для обеспечения соответствующей сигнализации, а также для перенастройки стабилизируемых оборотов. В пульте также размещены нуль-индикатор и элементы двойного Т-образного фильтра;
б) усилителя, служащего для формирования и усиления управляющего сигнала.
Включение стабилизатора (рис. 6.5) производится нажатием кнопки включения на пульте управления. При этом кнопка-лампочка включения светится зеленым светом, сигнализируя о режиме стабилизации. Напряжение + 27 в подается также на обмотку подмагничивания электромеханического преобразователя рулевого агрегата и электрогидрокран включения дифференциальной рулевой машины.
При изменении оборотов несущего винта изменяется частота напряжения тахогенератора ТГ. Элементом, воспринимающим изменение частоты тахогенератора, является двойной Т-образный фильтр Ф, настроенный путем соответствующего подбора сопротивлений и емкостей на ча-
Рис. 6. 5. Структурная схема стабилизатора оборотов несущего винта |
стоту 70 гц, что соответствует значению оборотов несущего винта 83%. Потенциометр PH, выведенный на пульт управления, позволяет изменять настройку фильтра на частоту, соответствующую изменению оборотов на 78—87%.
Сигнал отклонения оборотов от заданного значения, получаемый на выходе фильтра, выпрямляется фазочувствительным выпрямителем и поступает на вход магнитного усилителя МУ для предварительного усиления. Крутизна сигнала на выходе усилителя МУ составляет 2 в/%. Далее этот сигнал поступает на корректирующую цепочку КЦ и на вход усилителя сервопривода УС. Корректирующая цепочка выполняет приближенное дифференцирование сигнала, в результате чего на вход усилителя УС поступает сумма сигналов изменения оборотов и скорости изменения оборотов. Усилитель сервопривода УС состоит из магнитного усилителя, усилителя низкой частоты и фазочувствительного выпрямителя. На вход усилителя сервопривода вместе с управляющим сигналом подается сигнал датчика обратной связи ДОС рулевой машины.
В цепи обратной связи находится изодромная ячейка ИЯ, состоящая из емкости и диода, автоматически включающая жесткую обратную связь при движении штока на уменьшение оборотов или изодромную обратную связь при движении штока на увеличение оборотов (диод заперт). Такая нелинейная структура обратной связи позволяет избежать отклонения оборотов в сторону уменьшения, более нежелательных, чем забросы.
Несмотря на наличие кинематической связи шаг—газ, дифференциального хода рулевой машины не хватает для балансировки вертолета по мощности на различных режимах полета. Поэтому летчик должен при переходе, например, от висения к горизонтальному полету поставить рулевую машину стабилизатора оборотов нейтрально по нуль — индикатору, пользуясь рукояткой коррекции. Эти поправки не составляют труда и практически выполняются только при переходе от висения к поступательному полету, и наоборот, от поступательного полета к ви — сению. Вместе с тем, ограниченный дифференциальный ход привода
обеспечивает полную безопасность полета при отказе стабилизатора, так как летчик имеет возможность в любое время вмешаться в управление двигателями и поставить его в нужное положение.